IV.14. А.С. Фаминцын в «Божествах древних славян» справедливо указывал на присутствующие в образе св. Георгия черты архаического (языческого) солярного Божества [Фаминцын 1884. С. 331] и подробно рассматривал народные представления о нём как о «волчьем пастыре»: «Св. Георгiй — „волчiй пастырь“, покровитель и защитникъ стадъ отъ хищныхъ звѣрей и недуговъ.
На этой характеристической чертѣ Св. Георгiя слѣдуетъ нѣсколько остановиться. Раньше уже обращено было вниманiе на то, что богъ солнца, въ лицѣ Миѳры, былъ вмѣстѣ и милостивымъ, и мстительнымъ богомъ, дѣятельность его была и благодѣтельна, и разрушительна. Таже двойственность проявляется и въ деятельности Аполлона: онъ давалъ тепло и свѣтъ, плодородiе и обилiе, но въ тоже время былъ и причиною засухи, повальныхъ болѣзней, чумы, постигавшей людей въ жаркое время года, когда гнѣвался сiяющiй богъ. Но въ то время, какъ Аполлонъ насылалъ бѣдствiя и въ особенности заразы, онъ же былъ и могущественнѣйшимъ исцѣлителемъ отъ болѣзней. Оттого въ жаркое время года въ Грецiи, въ особенности въ Аттикѣ, устраивались извѣстныя церемонiи, исполнялись умилостивительные обряды и жертвоприношенiя, посредствомъ которыхъ старались успокаивать и усмирять гнѣвъ знойнаго, палящаго солнечнаго бога, молились о ниспаденiи небесной влаги, о наступленiи благодѣтельной прохлады. Точно такъ же Аполлонъ былъ покровителемъ и пастыремъ дикихъ звѣрей, отважнымъ охотникомъ. Дикiе звѣри, именно волки и львы, служили символами силы солнца; на всемъ востокѣ, по замѣчанiю Преллера, борьба могучихъ силъ природы олицетворялась борьбой дикихъ звѣрей. Аполлонъ, какъ покровитель и пастырь волковъ, назывался λύϰιος, и волкъ (λύϰος) считался символомъ этого бога. Волкъ былъ также посвященъ древне-Италiйскому Марсу и у Римлянъ назывался Марсовымъ: lupus Martius; изображенiе волка помѣщалось во храмѣ Марса, появленiе его въ полѣ признавалось за выраженiе помощи Марса. Такой взглядъ на появленiе волка существуетъ и нынѣ въ Бѣлой Руси: „Воукъ дорогу перебѣгъ“, — говорятъ въ Виленской губ., когда кому посчастливится.
Св. Георгiй принялъ въ себя вышеуказанную спецiальную черту Аполлона Ликейскаго и Марса: онъ у Славянъ представляется волчьимъ пастыремъ, вообще повелителемъ надъ звѣрями.
Въ Болгарскомъ заклинанiи (баянiи), Св. Георгiй, сидя на горѣ, собираетъ вокругъ себя хищныхъ звѣрей и сковываетъ ихъ тремя стами замками:
Излелъ е свѣти Герги на високу боарце, та ми е посвирилъ мьедена бурiя, та ми е посабралъ воалькъ съ воальчетини, мечки съ мечетини, лесица съ лесичетини, заякъ съ заичетини и всичка жива дивина; та отишиоалъ у триста коваче, та исковалъ триста ключя, та заключилъ всичка дивина; съ уста да не ядоать, с носъ да не душоать, съ очи да не глиодоать, съ уши да не чуеть, съ ноги да не ходять. — „Вышелъ св. Георгiй на высокую гору и заигралъ въ мѣдную трубу, и собралъ волка съ волчатами, медвѣдицу съ медвѣжатами, лисицу съ лисятами, зайца съ зайчатами и всякую живую дичину; и отошелъ къ тремъ стамъ кузнецамъ и сковалъ триста замкòвъ и замкнулъ всякую дичину: уста, чтобы не ѣла, носъ, чтобы не дышала, очи, чтобы не глядѣла, уши, чтобы не слышала, ноги, чтобы не ходила“.
Волки на Украйнѣ называются хортами или хартами (т.е. собаками) св. Юрiя или Юровыми Собаками. „Святый Юря звiра (волковъ) пасе“, — говорятъ на Украйнѣ. По словамъ Великорусскихъ и Малорусскихъ заговоровъ, св. Юрiй ходитъ или ѣздитъ на своемъ бѣлом конѣ (по желѣзному мосту, вел.-русс.), въ сопровожденiи трехъ псовъ или хортовъ: сѣраго или червоннаго, бѣлаго и чернаго. Разъѣзжая по лесамъ, он раздаетъ звѣрямъ наказы. По словамъ духовнаго стиха, онъ наѣзжаетъ „на стадо звѣриное, — на волковъ на рыскучiихъ“ и повелѣваетъ имъ:
Вы волки, волки рыскучiе!
Разойдитеся, разбредитеся
По глухимъ степямъ, по темнымъ лѣсамъ,
А ходите вы повременно,
Пейте, ѣшьте повелѣнное
От свята Егорiя благословенiя.
Или:
Разойдитеся и гдѣ одинъ — два,
Пы чистымъ полямъ, пы темнымъ лясамъ,
Да пейте, вы ѣшьте повелѣнная.
Звѣри, по словамъ стиха:
...пьютъ, ѣдятъ повелѣнное,
Повелѣнное, благословенное
Отъ Георгiя Храбраго.
„Для полученiя себѣ пищи, — говоритъ Ефименко, — волки, по Малорусскому повѣрью, вымаливаютъ ее воемъ въ теченiи двѣнадцати дней, стоя на дыбахъ передъ св. Георгiемъ; поэтому, когда бываетъ слышенъ вой волковъ, то народъ въ Великороссiи, Малороссiи и Бѣлоруссiи говоритъ, что они просятъ у Бога пищи. Животное, назначенное волкамъ въ добычу, не можетъ нигдѣ укрыться отъ нихъ: „хочъ у пêчъ замажъ, то знайде“. При приближенiи волка къ стаду овецъ, роковая овца не только не уходитъ отъ него, но напротивъ, сама, съ глазами налившимися кровью (поэтому говорятъ: „волче червоне“, волчье красное), бѣжитъ къ нему. Животнаго, задушеннаго волками, какъ назначеннаго самимъ Богомъ, народъ не употребляетъ въ пищу — развѣ только въ такомъ случаѣ, когда священникъ освятитъ его. Въ Великороссiи вовсе не употребляютъ такихъ животныхъ; у Бѣлоруссовъ существуетъ повѣрье, что если волкъ изранитъ и послюнитъ какую-нибудь домашнюю скотину, то она не уйдетъ отъ его зубовъ; отсюда произошла поговорка о такомъ животномъ: „гето уже наслюнено“. Волки дѣлятся по уѣздамъ и урочищамъ и, притомъ, такъ, что волки одной мѣстности не смѣютъ сами, безъ приказанiя св. Георгiя, переходить въ другую“. Ефименко приводитъ цѣлый рядъ разсказовъ о томъ, какъ обреченная Св. Георгiемъ на съѣденiе волка скотина, не смотря на всякiя хитрости ея владѣльца, всетаки не избѣгаетъ своей судьбы [Ефименко 1868. С. 91 и далее].
Въ Винницкомъ уѣздѣ, разсказываютъ: „Полисунъ или Св. Юрiй управляетъ волками. Это видѣлъ одинъ путникъ, ѣхавшiй наканунѣ Юрьева дня. Застигла его ночь подъ лѣсомъ. Видитъ онъ — мерцаетъ въ лѣсу огонекъ... подъѣзжаетъ и чтоже представляется его взору? Сидитъ человѣкъ, убѣленный сѣдинами, передъ нимъ горитъ свѣча, а вокругъ него волковъ — видимо-не-видимо! Старикъ тотъ былъ Св. Юрiй... Не бойся (сказалъ Св. Юрiй), волки тебѣ не сдѣлаютъ вреда, но знай, что они собрались сюда съ жалобой на тебя, что ты всегда отбиваешь у нихъ добычу. Берегись же впредь дѣлать это, чтобы и тебѣ не сдѣлаться жертвою ихъ кровожадности. Вотъ ты теперь кажешься ихъ глазамъ облитымъ кровью (см. выше), и если бы не я, они растерзали-бы тебя на мѣстѣ. Знай же, что самъ Богъ назначаетъ волкамъ, что имъ ѣсть, и ихъ жертва всегда кажется имъ облитая кровью“. Очень сходные разсказы извѣстны и въ Великой Руси, также у Эстовъ, заимствовавшихъ многiя вѣрованiя у Славянъ. Въ связи съ такимъ представленiемъ объ отношенiи Св. Юрiя къ волкамъ, сложились русскiя поговорки: „что у волка въ зубахъ, то Егорiй далъ“, „обреченная (на съѣденiе волкамъ) скотинка ужь не животинка“.
„Самъ Богъ назначаетъ волкамъ, чтò имъ ѣсть“ — сказалъ св. Юрiй въ только что приведенномъ разсказѣ изъ Винницкаго уѣзда. Такой взглядъ народа на волчью пищу, какъ на „повелѣнное“ и „благословенное“ свыше, былъ извѣстенъ и въ древней Италiи. О томъ свидѣтельствуетъ легенда, связанная съ Сорактскимъ святилищемъ [Соракта — гора в Этрурии, расположенная менее чем в 50 км севернее Рима, — прим. В.] <...>. По словамъ Сервiя, однажды на горѣ Сорактѣ пастухи приносили жертву подземному богу Диту (Dis); внезапно появились волки и похитили жертвенное мясо изъ огня. Пастухи бросились преследовать волковъ, но на пути попали къ пещерѣ, извергавшей ядовитыя испаренiя, отъ которыхъ они заразились чумой и умерли. Всю страну постигъ моръ. Такъ грозно наказалъ страну Италiйскiй Сварожичъ, Аполлонъ Соранскiй, за одно только намѣренiе пастуховъ отнять у волковъ „повелѣнное, благословенное“! — Народъ обратился къ оракулу за совѣтомъ, какъ отвратить постигшее его бѣдствiе. Последовалъ отвѣтъ, что моръ прекратится, если жители будутъ вести себя какъ волки (т.е. будутъ жить грабежомъ, очевидно отъ себя уже и вѣроятно ошибочно, поясняетъ Сервiй). Они исполнили требованiе оракула и съ тѣхъ поръ стали называться Волками Соранскими (Hirpi Sorani). Изъ другихъ свидѣтельствъ <...> мы знаемъ, въ чемъ заключались дѣйствия этихъ „Волковъ“: они босыми ногами ступали по горящимъ угольямъ и пламени костровъ, т.е. вѣроятно перепрыгивали через костры [хождение босыми ногами по горячим углям практикуется на славянских обрядах и в наше время, — прим. В.]. Цѣль этого дѣйствiя заключалась, слѣдовательно, въ охраненiи страны отъ мора (вѣроятно, и отъ всякихъ другихъ болѣзней). Замѣчательно, что простой народ повсемѣстно у Славянъ вѣритъ до сихъ поръ въ чудодѣйственную, предохраняющую отъ недуговъ, цѣлебную силу Ивановскихъ [купальских, — прим. В.] костровъ, соответствующихъ кострамъ, которые возжигались въ честь Аполлона Соранскаго. „Соранскiе Волки“, обезпечивавшiе страну отъ недуговъ, по словамъ Плинiя, пользовались особыми льготами: они навсегда освобождались правительствомъ отъ военной службы и другихъ повинностей. Это доказываетъ, что важныя услуги, оказываемыя ими на пользу народнаго благоденствiя и здравiя, высоко цѣнились правительствомъ. Въ Русскихъ заговорахъ Юрьевы псы или хорты, т.е. волки, излѣчиваютъ отъ недуговъ, сближаясь въ этомъ отношенiи, съ „Волками Соранскими“.
Вотъ примѣры такихъ заговоровъ:
Великорусс.: Ишолъ Святый [у Л.Н. Майкова: „святый“, — прим. В.] Егорiй чрезъ желѣзный мостъ, и за нимъ бѣгли [у Л.Н. Майкова: „бѣгло“, — прим. В.] три пса: единъ сѣрый, другой бѣлый, третiй черный. Сѣрый песъ бѣльмо слизнулъ, бѣлый песъ бѣльмо слизнулъ, черный песъ бѣльмо слизнулъ у рожденнаго, у молитвеннаго, у крещеннаго [у Л.Н. Майкова: „крещенаго“, — прим. В.] раба Божiя (имя рекъ) (Симбир. губ.) [Майков 1869. С. 39 (№ 82)].
Малорусс.: (отъ червей) Ѣхавъ Св. Юрiй на бѣлому конѣ черезъ лѣсъ, а за нимъ бѣгло три псы: первый черный [здесь и далее у П.С. Ефименко: „чорный“, — прим. В.], другой червоный, третiй бѣлый: черный кровь облизавъ, червоный бѣле тяга, а бѣлый червы вылизавъ, на языкъ забравъ... [Ефименко 1874. С. 20 (№ 58)].
— (от бѣльма:) Iхавъ Юрiй на Сiяньску гору; бiгли за нимъ три хорти: iденъ чорный, другiй червоный, третiй бiлый. Чорный чорне бiльмо засцявъ, бiлый бiле бiльмо засцявъ, червоный червоне бiльмо засцявъ (Труды этн.-ст. эксп. III, 139).
— (тоже:) Ѣхавъ Юрiй на бѣломъ коню... веде за собою три харты: одинъ бѣлый, другой сѣрый, третiй червоный. Бѣлый бѣльмо злиже, сѣрый слезу [у П.С. Ефименко: „слёзу“, — прим. В.], а червоный кровь [Ефименко 1874. С. 9‒10 (№ 29)].
Въ приведенныхъ заговорахъ звучитъ какъ бы откликъ древняго, нынѣ почти утраченнаго, вѣрованiя въ благодѣтельную природу волковъ, подчиненныхъ непосредственному вѣдѣнiю св. Георгiя.
Образъ св. Георгiя, какъ властителя надъ лѣсными звѣрями и пастыря волковъ, слился въ воображенiи народа съ леснымъ духомъ, носящимъ названiя „Vučji pastir“ (Словин.=волчiй пастырь), „Лѣшiй“ (Великорус.), „Полисунъ“, „Лисовикъ“ (Бѣлорус., Малорус.). Лѣшiй, полисунъ, лисовикъ, волчiй пастырь — названiя, буквально соотвѣтствующiе именамъ древне-Италiйскихъ сельскихъ боговъ: Фавна-Луперка и Сильвана. Послѣднiя <...> первоначально были лишь эпитетами Марса. Оба названные бога считались покровителями стадъ, охранителями ихъ отъ волковъ: Фавнъ назывался Lupercus, отъ lupus — волкъ, въ смыслѣ защитника отъ валковъ: „весь скотъ радостно играетъ на пастбищѣ — восклицаетъ Горацiй — когда наступаютъ декабрьскiя ноны (праздникъ въ честь Фавна), все село торжествуетъ на лугахъ, вмѣстѣ съ волами, ягнята не боятся волка“. Интересно, что Латыши, какъ свидѣтельствуетъ Эйнгорнъ, въ декабрѣ же приносили въ жертву волкамъ козу, которую оставляли на перекресткѣ (sacrificium lupinum), въ убѣжденiи, что, вслѣдствiе того, волки не будутъ вредить ихъ стадамъ. Болгары отправляют „волчiй праздникъ“ съ 10‒17, мѣстами съ 11‒13 ноября.
Понятно, что при непосредственной власти св. Георгiя надъ волками, главнымъ бичомъ стадъ и скотоводовъ, народъ старается всѣми силами задобрить и умилостивить этого святаго, который у южныхъ и восточныхъ Славянъ почитается покровителемъ скота. Южные Славяне (Болгары, Сербы) въ Юрьевъ день закалываютъ въ честь празднуемаго святаго, перваго въ году барашка (у Болгаръ обязательно бѣлаго), съ соблюденiемъ своеобразныхъ прiемовъ и обрядовъ, несомнѣнно сохранившихся отъ временъ язычества. Обрядное зарѣзыванiе живаго животнаго въ нѣкоторыхъ мѣстахъ Россiи и въ Карпатахъ замѣнилось символическимъ жертвоприношенiемъ покровителю стадъ, а именно главный пастухъ закалываетъ пирогъ, сдѣланный въ видѣ овна. Въ этотъ день почти повсемѣстно въ первый разъ выгоняется въ поле скотъ.
Въ Вишневской парохiи (въ Славонiи) есть церковь св. Георгiя, куда ежегодно на Юрьевъ день приходятъ пастухи и молятся объ охраненiи ихъ стадъ отъ волковъ. Словины, въ Юрьевъ день, во время шествiя „зеленаго Юрiя“, поютъ:
Zeleniga Jurja vodimo,
Zeleniga Juria spramamo,
Naj naše čede pasel bo... —
„Зеленаго Юрiя водимъ,
Зеленаго Юрiя просимъ,
Чтобы онъ пасъ наши стада“.
Бѣлоруссы поютъ въ Юрьевъ день:
Ой, выйду я на улечку, бычки бушуюць,
Юрья, Юрья, бычки бушуюць.
Бычки бушуюць, бо весну чуюць,
Юрья, Юрья, бо весну чуюць...
При „запасованiи статка“, т.е. при выгонѣ скотины въ первый разъ на пастбище, въ Юрьевъ день, у Бѣлоруссовъ обыкновенно является нищiй, провожающiй стадо съ причитанiемъ:
„Паси же Боже скацинку на Юрьевыхъ росахъ, на красныхъ веснахъ, на Микольскихъ травахъ, на раннихъ росахъ, на вечернихъ зоряхъ. Борони-жъ, Боже, скацинку отъ гада пявзучаго, отъ звѣря бѣгучаго, отъ злыхъ людей, отъ напастничковъ, отъ накупничковъ, гдзѣ травы съѣдаюць, гдзѣ воды сливаюць, суначивачокъ маюць, въ дзень подъ сонцемъ, въ ночи подъ мѣсецемъ“.
Въ Бѣлорусской „волочебной“ пѣснѣ, на вопросъ Божьей Матери, гдѣ онъ былъ, „святы Юрiй“ отвечаетъ:
У самочестнаго мужа у Романичка,
Я короу пасциу и запасау,
Я запасциуши, домой пригоню,
Домой пригоню, у хлѣу загоню,
У хлѣу загоню, слоуцо зговору;
Етому статку ня будзиць упадку,
Ни отъ мядвѣдзя, ни отъ нариву,
Ни отъ гада бѣгучаго,
Ни отъ змѣя литучаго.
Въ другой „волочебной“ пѣснѣ называются разные праздники, въ томъ числѣ и Юрьевъ день:
Другое свято — Юрiй-Егорiй
Въ чистомъ полѣ стадокъ спасаетъ,
Стадокъ спасаетъ, домой гоняетъ.
Въ Червонной и Бѣлой Руси въ день Св. Георгiя отправляется праздникъ пастуховъ. Червоннорусскiе пастухи встрѣчаютъ Юрьевъ день пѣснями, варятъ кашу и молятъ св. Георгiя о предохраненiи скота отъ всякаго несчастiя. При выгонѣ, въ Юрьевъ день, стада въ первый разъ на пастбище, въ разныхъ мѣстахъ Россiи совершаютъ, съ помощью знахаря или безъ него, разные суевѣрные обряды: по свидѣтельству Барсова, въ нѣкоторыхъ мѣстахъ Великой Руси, при первомъ выгонѣ скота въ Юрьевъ день, пастухъ по одну сторону отъ скотины кладетъ ключъ, по другую замòкъ, и по спинѣ скотины водитъ какимъ нибудь желѣзнымъ орудiемъ. Онъ обходитъ скотъ съ иконой въ рукахъ, имѣя при себѣ такъ называемый „божественный обходъ“, напр.: „пошли, всемогущiй Боже, св. великомученика Георгiя побѣдоносца съ пламеннымъ копьемъ, на сохраненiе счетнаго моего скота“, — далѣе слѣдуетъ перечисленiе опасностей, онѣ суть: звѣри, сглазъ, колдуны, чернецы и пр.
Въ Олонецкой и Новгородской губернiяхъ на Егорьевъ день дѣлаютъ завѣтъ: „Егорей — свѣтъ храбрый! дай росу тихую, да смирную и сохрани мою скотинку нынѣшнимъ лѣтомъ, а я завичаю тебѣ, въ день Ильи свѣта — преподобнаго, барана или корову или лошадь“.
Въ Пермскомъ краѣ св. Георгiй называется „скотопасомъ“. Въ Чухломскомъ и Кологривовскомъ уѣздахъ (Костром. губ.) окликаютъ въ Юрьевъ день „Егорiя храбраго“ (къ которому присоединяютъ и „преподобнаго Макарiя“) слѣдующею пѣснею:
Мы вокругъ поля ходили,
Егорья окликали,
Макарья величали:
Егорiй ты нашъ храбрый,
Макарiй преподобный!
Ты спаси нашу скотинку
Въ полѣ и за полемъ,
Въ лѣсу и за лѣсомъ,
Подъ свѣтлымъ подъ мѣсяцемъ,
Подъ краснымъ солнышкомъ,
Отъ волка отъ хищнаго,
Отъ медвѣдя лютаго,
Отъ звѣря лукаваго.
Въ упомянутыхъ жертвоприношенiяхъ и обрядахъ нельзя не видѣть дѣйствiй, совершенно аналогичныхъ умилостивительнымъ обрядамъ, которые исполнялись древними Греками въ честь Аполлона, съ цѣлью отвращенiя бѣдствiй — засухи, заразныхъ болѣзней, лежавшихъ въ рукахъ этого бога палящаго солнца. Какъ Аполлонъ, насылающiй эти бѣдствiя, былъ вмѣстѣ съ тѣмъ и лучшимъ защитникомъ отъ нихъ для людей, умѣвшихъ снискать его расположенiе, такъ и Св. Георгiй — „волчiй пастырь“, считается лучшимъ защитникомъ отъ волковъ и покровителемъ скота, принадлежащаго людямъ, которые съумѣютъ угодить святому. Такое угожденiе и заключается въ молитвахъ и обрядахъ, связанныхъ съ празднованiемъ весенняго Юрьева дня.
Кромѣ защиты отъ дикихъ звѣрей, св. Георгiю приписываютъ власть исцѣлять скотъ отъ болѣзней, и вообще предохранять его отъ всякихъ напастей. Около Солигалича и Буя (Костромск. губ.) въ Юрьевъ день, ночью, крестьяне ходятъ и поютъ пѣсни съ припѣвами о сохраненiи стадъ своихъ, а въ Тульской губ. въ Юрьевъ день служатъ молебны у колодезей и окропляютъ скотъ св. водой. Къ помощи названнаго святаго нерѣдко прибѣгаютъ въ заговорахъ, напр.:
— Гой еси, Георгiй Храбрый! укрѣпи своею силой мощною мое стадо (названiе его), чтобы оно отъ пòступа не разбѣгалось, а ходило-бы въ кучѣ смирнехонько, ѣло хорошехонько и было глаже гладкаго горностая (Южн. Сибир.).
— Гой еси, Георгiй Храбрый! исцѣли отъ недуга и всякой скорби стадо (имя) и пошли всѣ недуги и скорби на нечистые гады (Южн. Сибир.).
— Защити мою коровушку, св. Георгиiй, Власiй и Протасiй!
— (Отъ „ногтя“. Призываются вмѣстѣ св. Георгiй и Михаилъ Архангелъ:) ...Во еси ты, батюшка, Михаило Архангелъ и Егорiй Храбрый, бейте и стегайте тугимя стрѣлами, вострыми кнутами двѣнадцать ногтей рыжова коня, стегайте его по ушамъ и по заушамъ, по глазамъ и по заглазамъ и т.д... Батюшка Михаило Архангелъ и Георгiй Храбрый, выгоните нечистый духъ, двѣнадцать ногтей (Тобольск, губ.).
Бѣлоруссы поютъ:
Святэй Ягорья коровъ пасець!
Пасець, пасець, ды запасывыиць,
Зъ бордзымъ хортомъ, зъ вострымъ жазломъ,
Пасець, пасець, ды запасывыиць
Отъ того гада бягучыга,
Отъ тэй вѣдьмы — чирадѣйницы!» [Фаминцын 1884. С. 319‒327].
И далее: «Какъ волчiй пастырь и смѣлый охотникъ, подобно Аполлону, св. Георгiй считается и покровителемъ охотниковъ. Въ этомъ отношенiи онъ сближается съ Сильваномъ, который, по представленiю древнихъ Италiйцевъ, былъ не только покровителемъ стадъ отъ волковъ, но, кромѣ того, и покровителемъ охотниковъ. Властитель надъ всѣми живущими въ лѣсахъ животными, Св. Георгiй гонитъ ихъ или на охотника, или отъ него. Въ заговорахъ на удачную охоту призываютъ помощь св. Георгiя:
— (Великорусс.) Георгiй Храбрый, садись на бѣлаго коня, бери шелкову плетку и стегай не по пруткамъ, не по вѣткамъ, стегни по бѣлымъ зайцамъ, по бѣлой шерсти... Побѣжите, бѣлы звѣри, по своимъ тропамъ, по своимъ заповѣдямъ (Вятск. губ.).
— (Малорусс.) Стоитъ Храбрый Егорей и на сильномъ конѣ... Залучаетъ и загоняетъ въ ловушки лисицъ бурнастыхъ, долгохвостыхъ, залучаетъ, загоняетъ бѣлыхъ пчолыхъ ярыхъ зайцев...
Выше указано было на то, что св. Георгiй, въ качествѣ „волчьего пастыря“, слился съ образомъ лѣснаго духа — Полисуна или Лисовика. Лисовикъ (=древне-Италiйскiй Сильванъ, отъ Silva=лесъ) по произволу перегоняетъ звѣрей въ лѣсу съ мѣста на мѣсто, то направляя ихъ на звѣролова, то въ обратную сторону. Какъ южные Славяне приносятъ св. Георгiю въ Юрьевъ день въ жертву перваго барашка, такъ восточные и сѣверные русскiе охотники (также охотники на Бескидахъ) приносятъ Полисуну въ жертву, т.е. оставляютъ, въ честь его, въ лѣсу, или режутъ перваго пойманнаго звѣря или птицу. Въ заговорахъ на удачную звѣриную ловлю призываютъ лѣсныхъ духовъ точно такъ-же, какъ выше — св. Георгiя, напр.:
„Подите вы, сатанаилы, дьяволы, лѣшiе, въ такой-то островъ, прогоните русаковъ и бѣляковъ (т.е. зайцевъ) на мои клѣти поставныя, — сумеречныя, вечернiя, ночныя, утреннiя и полуденныя; пригоните, остановите и въ моихъ клѣтяхъ примкните“.
Такое слитiе образовъ св. Георгiя и Полисуна соотвѣтствуетъ близкому родству, которое представляли въ древнѣйшую эпоху Римской жизни Фавнъ и Сильванъ съ Марсомъ, и наводитъ на предположенiе, что въ древности образъ лѣснаго духа и у Славянъ былъ такъ же тѣсно связанъ съ образомъ солнечнаго бога, какъ у древнихъ Италiйцевъ; въ противномъ случаѣ непонятно было бы, почему черты, свойственныя Полисуну, могли войти въ составъ свойствъ и качествъ Св. Георгiя, замѣстившаго въ народномъ воображенiи божество солнца, почему въ приведенномъ выше разсказѣ изъ Винницкаго уѣзда волчьимъ пастыремъ называется: „Полисунъ или св. Юрiй“» [Фаминцын 1884. С. 328‒329].