III.24. Обширную подборку
литовских рассказов о волках-оборотнях на русском языке находим, например, в сборнике выдающегося литовского этнографа и фольклориста, исследователя литовской мифологии, профессора
Норбертаса Александровича Велюса (1938—1996) «Цветок папоротника», изданном в 1989 г. в Вильнюсе [Велюс 1989] и переизданном (с большими сокращениями и без комментариев) в 2010 г. в Харькове [ЛМС 2010].
Как легко убедиться, многие литовские сюжеты узнаваемо перекликаются с восточнославянскими:
- «Отец-оборотень (Vilktakis tėvas). Была я еще невелика. Поехала раз в гости к дяде в Радвилишкис. Помню, случилось это в самый сенокос. Пригнал вечером пастух стадо и рассказывает: пас он стадо на опушке леса, а в это время сосед, той же самой деревни житель, пришел с дочкой сено сгребать. Время обеда. Говорит отец дочери:
— Схожу-ка я в лес на полчасика! А ты гляди: если прибежит волк, не бей его по голове зубьями граблей, защищайся рукояткой!
И ушел.
— Прошло некоторое время, — продолжает пастух, — отогнал я стадо подальше от опушки. Пасу. Только вдруг вижу: волк бежит, да такой большущий, и мимо моего стада — прямо к соседовой дочке. Как набросился! А та защищается. Отбивалась-отбивалась от него ручкой граблей, да все напрасно. Перевернула грабли да как даст зубьями прямо по волчьей голове! Убежал волк в лес, кровью обливаючись, а на мое стадо даже не взглянул.
Прошло еще полчаса — сосед приходит, а голова у него вся в крови.
О соседе этом уже давно поговаривали, что он оборотень. Не поверили мы пастуху. В сумерках дядина жена сама пошла. Смотрит — и впрямь лежит сосед с головой перевязанной. Все именно так, как пастух рассказывал. Хочешь — верь, хочешь — не верь, да ведь дело-то все как на ладони. Знаешь, сам-то ведь никто не признается, про себя утаит.
Записано в Шяуляе от П. Шимкене, 60 лет. Зап. Г. Варкалене в 1948 г. Традиционный вариант сказания. Записано 37 вариантов.
- Сожженный оборотень (Sudegintas vilktakis). Был один колдун. Раз пошел он в лес. А другой человек тоже в лесу оказался. Заметил он, что несет колдун какие-то колышки. Воткнул он их в землю, платье снял, перекувырнулся через голову, обернулся волком и в лес убежал. Человек тот все видел. Подошел он к колышкам поближе. Смотрит — один чуть подальше воткнут. Вытащил он этот колышек и в кусты отнес — посмотреть, что будет. В скором времени приносит волк овцу. Бросил овцу наземь и через колышки перекувырнулся. Стал опять человеком, да только с волчьим хвостом. И в другой раз перекувырнулся, и в третий — а хвост как был, так и остался. Надел он тогда штаны, засунул туда хвост, оделся, взял овцу и в деревню пошел.
Вернулся тот человек в свою деревню и рассказал другим мужикам:
— Сам видел: был волк, овцу принес, а обернулся человеком, только с волчьим хвостом. Пойду искать мужика с волчьим хвостом.
Стали всех осматривать и нашли мужика с волчьим хвостом. И порешили они всем миром бросить его в огонь и сжечь.
Привезли целую кучу дров, подожгли, кинули в костер колдуна и сожгли его. Ничего от него не осталось, кроме сердца. Разрезали сердце — а внутри лед.
Записано в окрестностях Паневежиса приблизительно в 1935 г. Традиционный вариант сказания. Записано 37 вариантов.
- Как волколак овец зарезал (Išpjautos avys). В деревне Винкшненай лет восемьдесят-девяносто тому назад беда приключилась: всех овец вырезали. Выгнали их на опушку пастись, и всех — сотни две — зарезал кто-то, да крýгом уложил. Ни одной не съели. Осталась в живых всего одна овца. Был там пастушок, да он видом не видывал, кто это овец зарезал.
Стали мужики пастушков вожжами учить, драть. А старики давай их останавливать — не велят детей пороть. Вишь, смекнули они — не волколака ли это работа. Принялись детей расспрашивать, не подходил ли к ним кто. Отвечают дети: подходил человек.
— О чем же говорил он с вами? — спрашивают старики.
— Об овцах! — отвечают дети.
Спросили они еще, как он выглядел, куда пошел, только дети не приметили — шел-шел и ушел куда-то. Поиграли они, потом глянули — а овцы уже зарезаны и крýгом уложены.
Тогда и сказали старики — это оборотня работа. Не нашлось только умного человека, чтобы волколака узнал. А узнать его просто — как заговорит волколак об овцах, у него хвост начинает выпирать. Это верная примета оборотня.
Записано в Шяуляе от А. Грицюса, 60 лет. Зап. А. Рудзинскас в 1943 г. Самобытное сказание; других записанных вариантов не обнаружено.
- Как человека в волка обернули. Как-то раз поссорился крестьянин с колдуном. И с той поры припала ему охота в ночное поехать. Так захотелось — места себе не находит.
Поскакал он. И колдун там же лошадь пасет. Сидит под кустом, хомут чинит. Захотелось крестьянину в этот хомут залезть, да так, что уж он с собой совладать не в силах.
А колдун, будто догадавшись, ушел зачем-то в кусты, а хомут оставил. Подбежал крестьянин, надел хомут — и обернулся волком. После того еще три года он волком бегал. Подбегал и к своему дому. Завоет, да так грустно — а сделать ничего не может. Удивлялись люди — с чего это волк воет так печально.
Однажды напал он вместе с другими волками на стадо овец. А пастух кнутом его по спине отстегал. От этого он опять в человека превратился.
Записано в дер. Плокшчяй, Шакяйский р-н, от Б. Баярчюса, 53 лет. Зап. А. Чаплинскас в 1958 г. Своеобразный вариант популярного сказания о том, как колдун превращает человека в волка. Записано 110 вариантов.
- Мачеха и сын. Умерла жена у хозяина, и женился он на другой. От первой жены остался сын. Мачеха его невзлюбила. Вырос он и однажды пошел пахать. А мачеха была ведьмой и решила превратить его в волка. Сидит он, обедает. Поел — и видит: на руках и на ногах у него шерсть пробивается. Ему невдомек, что это с ним такое. Смотрит — и хвост растет. Так он и обратился в волка.
Сидит он подле быков и день и другой. Никто к нему не подходит. Подходит к нему хромой волк и говорит:
— Пошли в Валаунес быка резать!
Зарезал быка настоящий волк — мясо рвет да ест, а этот, волколак, — не может.
Так он и промучился три года. Когда совсем изголодался, залез в загон для скота и стал скулить. С ним и другие волки пришли. Услыхали они, что люди идут, выскочили и убежали. А он не успел. Под сани полез и схоронился там. Батрак его заприметил и велел вылезать. Тот послушался. Вывел его батрак на гумно и говорит:
— Прыгай через жердь!
Он прыгнул — и снова стал человеком. Велел ему батрак идти домой. Отпустил и говорит:
— Застанешь мачеху дома — в избу нейди, пусть она первая войдет. Как войдет она, скажи: „Как я бегал, так и ты побегай!“
Сын так и сделал. Тотчас обратилась мачеха волчицей и убежала куда-то.
Записано в округе Ваджгириса, Юрбарский р-н, от Шлитяриса, 72 лет. Зап. Ф. Довидайтис в 1932 г. См. комментарий к сказанию „Как человека в волка обернули“.
- Девкин пояс. Ходил к девке парень. Потом другой стал ходить. Так она первого возненавидела. Соткала из крепких ниток пояс и, когда пришел к ней постылый парень, подарила ему этот пояс. Велела ему подпоясаться, да не в ее избе, а когда выйдет наружу.
Вышел парень, подпоясался, обернулся волком и убежал в лес к другим волкам. Девка та, вишь, ворожея была и пояс тот зачаровала. Бегал он с волками десять лет.
Побежало как-то столько-то волков к овечкам, и он с ними. Прыгнул на ходу через какую-то яму и тотчас человеком стал. Может, пояс лопнул? Как превратился он в человека, так стал защищать овечек от волков. И отбил.
Потом рассказал он, как трудно ему пришлось. Приходил он в свою деревню, родные края узнавал. А люди, только его завидевши, кричали и убегали, как от волка.
Записано в дер. Ажяляй, Зарасайский р-н, от А. Милашинскене, 66 лет. Зап. Э. Рукштялите в 1959 г. См. комментарий к сказанию „Как человека в волка обернули“.
- Подпасок-волколак. В деревне Астравай, что в волости Обяляй, лет шестьдесят назад нанимали пастуха, так он обращал мальчиков-подпасков в волков. Оставлял этот пастух при себе по одному подпаску на каждый день, и тот, став волколаком, легко упасал всю скотину. Люди об этом ничего не знали. Платили этому пастуху лучше, чем другим, потому что всем было по нраву, что он довольствуется одним подпаском.
Стал он раз превращать подпаска Лейкутисов в волка. В одном месте вбил в землю рябиновые колышки. Велел подпаску перекувыркнуться через них. Перекувыркнулся он и волком оборотился. Когда превращал он подпаска в волка, забрел туда батрак и увидал все. Взял да и вытащил один колышек. Завечерело. Снова пастух подпаска-волколака в человека превратил, да только не совсем удачно. Ведь батрак один колышек вынул, вот и не мог пастух хвост у подпаска убрать: человек как человек, а сзади волчий хвост. Не знает пастух, что и делать. Стал подпаска стращать, чтоб тот никому не проговорился, а завтра приходил опять пасти. Тогда, мол, и превратит его в человека до конца.
Да разве утерпит ребенок? Пришел домой и плачет. Мать спрашивает, что такое. Тот не говорит. Расспрашивали его, расспрашивали, он и рассказал, что у него хвост. Тут вся деревня об этом узнала, и вернул батрак колышек. Воткнул его пастух не место и расколдовал мальчика как следует. Тогда и прогнали этого пастуха.
Волколак, человек, превращенный в волка, видом совсем как волк. Если обегает волколак вокруг стада, скот никуда нейдет.
Записано в дер. Пакряуняй, Рокишкский р-н, от А. Туменаса, 65 лет. Зап. Й. Скрябис в 1938 г. Своеобразный вариант сказания о том, как волколак демонстрирует свои способности. Записано 4 варианта.
- Как свадьбу волками обернули. Был один человек. Женился. Играли свадьбу. Выехала очень большая компания из деревни. Деревенские сделали разукрашенные ворота у леса. Проехали свадебщики через ворота и стали волками. Доехали они до дому — а их не узнает никто. Разогнали волколаков по полям. Приехали другие, что не проезжали через ворота.
— Где же молодая? Где все остальные?
А молодая была с фатой. Тут они и вспомнили, что у одного волка спина, голова и хвост были белые. Поняли они, что это за волколаки приходили. Принялись они волколаков прогонять через ворота. Перескочит волк через ворота — и сразу человеком становится. Когда всех в людей превратили, домой поехали. Дальше принялись свадьбу играть — петь и сказки рассказывать.
Записано в Рокишкском р-не от А. Гаршки, 79 лет. Зап. К. Григас в 1952 г. Своеобразный вариант популярного сказания о том, как колдуны превращают в волков участников свадьбы. Записано 68 вариантов.
- Отец-волколак. Был один волколак. Приходил он в деревню к своим детям и с ним играл. Люди приходят — он в лес возвращается. Дочь волколака просила, чтоб не стреляли его. Тогда собрались изловить его. Как он встрепенулся, как прыгнул через пень — и порвалась волчья шкура. Предстал он перед ними нагишом.
Записано в дер. Пасейляй, Ивьевский р-н, БССР, от Й. Варянялиса, 58 лет. Зап. Ю. Довидайтис в 1955 г. Своеобразный вариант сказания. Записано 30 вариантов.
- Голый среди волков. Раз обратили человека волком зимой. Бегал он по полям, по лесам, а ночью, когда холода бывали, с другими волками в лесу лежал. Миновало какое-то время. Вот пришла та ночь, когда должен он был человеком обратиться. Лежит он ночью и холод чует. Проснулся и испугался: уж не волколак он, а человек, только голый. Переступил он потихоньку через всех волков, влез на ель и давай кричать. Почуяли человечину волки и давай елку грызть. Тем временем стало рассветать. Проезжали через лес люди, заслышали крик и пошли поглядеть. Нашли на елке человека, сняли его и домой отвезли.
Записано в Сейрияе, Лаздийский р-н. Зап. В. Бялявичюс в 1948 г. Самобытное сказание.
- Убитый волколак. К моему деду волк прибился. Как зима настает, волк приходит. Днем где-то гуляет, а ночью залезает в хлев и ложиться подле скотины. Сделали для него лаз.
Раньше евреи подвешивали детям на шнурке волчий клык на шею. Погрызет ребенок этот клык, и вырастут у него крепкие зубы. Ну и мех — деньги. Вот и придумал дед убить или зарезать своего волка — деньги будут.
Пристроил к лазу мешок. Полез волк — и в мешок попал. Тогда его зарезали. Стали резать, а он кричит и плачет, как человек. Содрали шкуру — а под шкурой человека нашли.
Записано в дер. Ажяляй, Зарасайский р-н, от А. Милашинскене, 66 лет. Зап. Э. Рукштялите в 1959 г. Своеобразный вариант сказания. Записано 20 вариантов.
- Спасенная невеста. Топил парень овин — лен сушить. Пошел домой посидеть, покуда дрова сгорят. Посидел и опять пошел в овин. Видит через дверь полуоткрытую: сидит у огня молодка и греется. Волчья шкура откинута. Он ее видит, а она его нет. Смотрит он на нее — красивая, нравится ему. Хоть жениться! А что делать, не знает. Стоял-стоял, даже дрожь его проняла. И замерз, и страшно. Оттого и озноб бьет. Тут встрепенулся он, ринулся на нее и схватил в охапку. Стянул с нее волчью шкуру и в огонь бросил. Пока горела шкура, вопила она на разные голоса. А как сгорела, успокоилась. Привел он ее домой, а немного погодя на ней женился. Так она десять лет молчала, а потом начала понемногу разговаривать.
Записано в дер. Дягутеляй, Игналинский р-н, от М. Амбрасаса, 62 лет. Зап. Э. Рукштялите в 1958 г.
- Волколаки в овине. Говаривали, в старину так бывало: поедет свадьба, а их всех волками обернут.
Когда-то хлеб сушили в овинах.
Пошел один хозяин овин топить и прилег там. Вдруг стали входить волколаки. Он и думает: „Что ж это такое?“, всемером пришли. Один шкуру снял, глядь — а это молодой. Другой снял шкуру — оказалось, что невеста. Тогда и подружки, вишь, шкуры поснимали. И говорят они как люди. Ну, тогда хозяин и спрашивает:
— Что вы за люди?
А те:
— Мы — свадьба.
— Как же так: свадьба — и в шкурах?
— Э, — отвечают, — оборотили нас волками.
И добавили:
— Долго нам еще эти шкуры носить придется!
Потом оделись они и в эти шкуры и дальше побежала свадьба волками.
Записано в дер. Мадяйшяй, Игналинский р-н, от М. Чяпялене, 70 лет. Зап. Э. Каралюте в 1949 г. Самобытное сказание.
- Имя волколака. Если есть люди, которых волками оборотили, — волколаки, то можно их снова в людей превратить, если назвать их по именам.
Где-то опознали люди волколака. Стали разные имена называть. Называли-называли имена, и мужские и женские — и наконец угадали. Сделался волк женщиной. И не просто женщина — молодая, невеста. Видишь ли, и молодых и всю свадьбу волками оборотили. Колдуны их обернули.
Записано в Салакасе, Зарасайский р-н, от Р. Пакарклене, 45 лет. Зап. Э. Рукштялите в 1941 г. Традиционный вариант сказания. Записано 23 варианта, в которых волколак снова делается человеком, если угадают его имя.
- Такмак. Ехал пан по дороге у большого леса недалече и приметил человека. Говорит ему этот человек:
— Не езди, пан, через лес! Тут на тебя волк нападет!
Отвечает ему пан:
— У меня мушкет есть!
А человек:
— А еще что?
— Сабля!
— А еще что-нибудь у тебя есть?
Пан:
— Еще у меня есть такмак.
Так и не понял встречный человек, что это за такмак такой. А это табакомолка была.
Был тот человек волколак-оборотень, так что на все оружие, про которое он проведал, навел порчу.
Расспросил и пошел, а пан через лес поехал. Посреди леса напал на того пана волк. Выстрелил пан из мушкета — не бьет мушкет, выстрелил из пистолета — все напрасно, стал саблей отмахиваться — не рубит сабля. Выхватил тогда он свой „такмак“, изловчился и ударил волка.
Отпрянул волк и прочь убежал, а пан поехал себе.
Записано в дер. Трумпайчяй, Йонишкский р-н. Зап. М. Сланчяускас. Самобытное сказание; другие записанные варианты не обнаружены.
- Волколаки и девушки. Раньше ведь и пряли, и ткали дома: и верхнее, и нижнее платье, и полотно, и полотенца всякие. Был обычай, особенно по субботам, собираться женщинам и коротать вечер вместе. Ну в один такой субботний вечер сошлись в одну избу девушки и прядут. Каждая, знаешь ведь, как у панночек заведено, похваляется своим пареньком, что всех красивее. Ну, и разговаривают.
Входят три молодца в баню — и собой хороши, и одеты нарядно. Поздоровались и уселись на лавке. Уселись, а панночки, да еще и дочка хозяйкина, обрадовались таким красивым парням. А пол не метен. Взяла хозяйкина дочь метлу и стала подметать под лавками возле тех молодцов. Глядит — из-под лавки хвосты торчат! Ага! Тут она как ткнет одного в хвост метлой — проверить, не в шутку ли хвосты подвешены, а тот даже подпрыгнул. Значит, и впрямь это, как их называли, волколаки! А как превратятся они в волков, так и повадки у них будут волчьи. Видит она, не к добру все это, либо разорвут их всех, либо покусают. Одна другой потихоньку шепчет: так, мол, и так обстоят у нас дела. Ну и как же им быть, что делать? Хотели было они выйти, а те их не пускают. Тогда одна, что посмелее, говорит:
— Вы уходите, куда надумаете, а я тут одна останусь, буду на помощь звать!
А вся ее семья, братья, отец, спали в другом конце усадьбы.
Ну, так они и сделали. Уселась она за прялку, раскрутила ее сильно и кричит:
— Вышла б замуж молодая,
был бы у меня Давид!
Давид! Давид! — кричит во все горло.
Услыхали домашние. Что такое? Кто там так сильно кричит? Входят, глядят — а молодцы эти, волколаки, на лавках сидят. Она и говорит:
— Как хотите, но этих надо ликвидировать!
Взяли их да раздели. Сняли одежду — не только хвосты, но и лица сделались волчьи. Поубивали их, сняли шкуры и тулупы себе сшили. И до сих пор еще носят — крепкие тулупы оказались.
Записано в дер. Свилишкяй, Зарасайский р-н, от П. Лашаса, 67 лет. Сделала магнитофонную запись и расшифровала Б. Кербелите в 1968 г. Своеобразный вариант сказания; записано 13 вариантов; в других вариантах волколаки чаще всего режут девушек на вечеринке и выгрызают у них груди.
- Супрядки. Были муж с женой, уехали они на свадьбу. Дочь дома оставили. Собрались к ней на супрядки. Пришли парни, полная изба. Сели они подле девок, вечер коротают. У одной прялка упала. Нагнулась она за ней, смотрит — а под лавкой хвост. Испугалась она, смекнула, что это волколаки, а не парни. А в старину лучины жгли. Дунула она на лучину, рванулась и ну бежать. Так и вырвалась.
А утро пришло — все зарезаны и груди зубами изгрызены.
Записано в дер. Дакторяй, Игналинский р-н, от М. Пилипавичюте, 45 лет. Зап. Ю. Айдулис в 1934 г. См. комментарий к сказанию „Волколаки и девушки“.
- Волколаки и девочка. В старину, когда не было прялок, пряли веретенами. Были мама с дочкой. Мама старая, созвала девок на супрядки. А девочка маленькая, лежала на печке. И пришли на посиделки парни. Оборвалась у одной девке нитка. Веретено шлеп на землю. Наклонилась она за веретеном, глядит — а один паренек с хвостом. Были это не парни, а волколаки. Девки одна другой шепотком — мол, это оборотни. И ушли они все домой. И мама с ними вышла.
Нашли волколаки на печи девочку. Ждали они ждали — не приходит мам. Пристали к девочке:
— Скажи, где мама, а не скажешь — пальчик откусим!
И откусили пальчик.
Девочка кричать:
— Мама, мама! Мне уже пальчик откусили! Мама, мама, мне уже пальчик откусили!
Не идет мама. А те все пальчики пооткусывали и съели девочку.
Записано в дер. Ризгунай, Игналинский р-н, от Т. Заляцкаса, 65 лет. Зап. Ю. Айдулис в 1933 г. См. комментарий к сказанию „Волколаки и девушки“» [Велюс 1989. С. 269‒279, 357‒358 (коммент.)].