I.20. Один из вариантов пастушеского «отпуска», опубликованный неким учителем В. Ребровым в «Олонецком сборнике» в 1886 г., далее приведём целиком — вместе с язвительными комментариями «просвещённого» учителя:
«Молитва скоту. Подъ этимъ страннымъ и смѣшнымъ заглавiемъ распространена между пастухами скота рукопись, въ невидимую и чудесную силу которой вѣрятъ не только они сами, но и почти всѣ владельцы скота, вручающiе оный надзору пастуха, во время выгона на подножный кормъ своихъ животныхъ. Трудно разувѣрить нашего простолюдина, что это нелѣпость, вымыселъ какого-либо грамотѣя — пройдохи [учитывая огромное количество письменно зафиксированных вариантов пастушеского „отпуска“, или „обхода“, известное современным этнографам, а также широкую географию бытования такого рода текстов, свести всё к „вымыслу какого-либо грамотея-пройдохи“ в наше время может, пожалуй, только не вполне грамотный исследователь, — прим. В.]. Подобного рода молитву иначе въ народѣ называютъ „отпускъ“. Пастухи покупаютъ ее отъ 1 руб. до 5 и потомъ хранятъ при себѣ, какъ священную вещь, прикосновенiе къ которой другаго лица считается у них нечистью, влекущею за собою несчастiя отъ звѣрей и проч. За то и сами пастухи сберегаютъ подобную рукопись со всею тщательностью: они прячутъ ее или въ свою свирѣль (трубу), какъ главный атрибутъ своей службы, или пришиваютъ съ внутренней стороны собственной жилетки или фуражки, аккуратно обматывая тряпками; а нѣкоторые сохраняютъ даже въ чащѣ лѣса, вмѣстѣ съ шерстью, отстриженною отъ каждой коровы, или лошади пасомаго стада. Имѣющiе такую молитву, смѣло выгоняютъ скотъ на пастбища и уходятъ отъ селенiй верстъ на 8 и далѣе въ лѣса, въ увѣренности, что никакого несчастья не можетъ съ ними приключиться, хотя иногда и горько ошибаются въ своей надеждѣ. Однако, и при несчастiяхъ, не оставляютъ вѣры въ свой рукописный талисманъ, утѣшая себя тѣмъ, что такъ Богу угодно. „Божья воля; видно, за грѣхи мои Господь указалъ звѣрю на мою животину“, — говоритъ въ простотѣ сердца, нашъ простолюдинъ, не сознавая того, что виною несчастья есть безпечность пастуховъ къ своему дѣлу, происходящая отъ вѣры въ волшебную силу молитвы, на которую полагаясь, пастухи оставляютъ стада скота на произволъ судьбы, а сами проводятъ цѣлый день, вдали отъ стада, въ селенiяхъ, или, избравъ удобное мѣсто подъ тѣнью дерева, беззаботно предаются сладкому сну. Вотъ подлинный текстъ этой, не лишенной интереса, рукописи:
Молитва скоту (чтобы нагляднѣе видѣть безграмотность этой мнимой молитвы, я не рѣшился ее исправить, а сообщаю изъ буквы въ букву).
„Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Стану я, рабъ Божiй, благословясь, пойду перекрестясь, изъ избы дверьми, изъ воротъ воротами, помолюся Спасу и Пречистой Богородицы и грозному воеводѣ Михайлы архангелу, Николы чудотворцу Мирликiйскому, верховнымъ апостоламъ Петру и Павлу, Андрею первозванному, Ильи пророку, чудотворцу святому Власiю и святому Медосiю патрiарху и всѣмъ ангеламъ хранителямъ и всей небесной силы. Благослови меня, Господи, Спасъ Милостивый, и Пречистая Богородица, рабу Божiю (имя рекъ) къ себѣ на руки принять милой весь крестьянской животъ и огради, Господи, около стада моего, и около поскотины моей, и около всей животины, постави, Господи, стѣну бѣлокаменную и огради кругомъ всей моей животины, и кругъ всей моей поскотины, и кругъ стада моего, и обнеси, Господи, три тына мѣдной, желѣзной и булатной, и сверху постави, Господи, шатеръ седми небесъ, чтобы ко мнѣ, рабу Божiю (имя рекъ), и къ моему стаду и поскотины моей нельзя пройти и проѣхать хитрому человѣку и всякому злодѣйственному человѣку, никакому звѣрю, ни волку рыскучему, ни волчицы, ни медвѣдю широколапому, ни медвѣдицы, ни всякой змiи скорпiи, ни всякому человѣку злодѣйственному, ни перехожему пакостнику, ни обворотню, ни лягухи, ни всякой летучей мухи, ни пройти, ни подойти ко мнѣ, рабу Божiю (имя рекъ), ни къ моей животины, милому крестьянскому животу, ни къ конямъ, ни къ коровамъ, ни ко всей животины, никому ни истратить, ни изурочить, ни съѣсть всякому зверю, ни волку рыскучему и волчицы и медвѣдю широколапому и медвѣдицы, ни всякой змiи и скорпiи, ни всякому злодѣйственному человѣку, ни обворотню, ни перехожему пакостнику, ни всякой летучей мухи и гадины отъ нынѣ и до вѣку во вѣки вѣковъ. Аминь. А буде меня, раба Божiя (имя рекъ), кто станетъ портить и урочить всякой звѣрь, волкъ рыскучей и волчица, широколапой медвѣдь и медвѣдица и ни змѣй скорпiй и всякой ехидной человѣкъ, злодѣйственной перехожей пакостникъ и обворотень, звѣремъ подходя или гадиной ползущей станетъ, и всю мою животину, милой крестьянской животъ станетъ кто портить, и Михайла архангелъ со всею небесною силою сойдетъ и разошлетъ на всѣ 4 стороны, велитъ тѣхъ перехожихъ пакостниковъ и обворотневъ, и всякаго звѣря и всякаго [волка(?), — прим. В.] рыкучево, и волчицу, и широколапаго медвѣдя, и медвѣдицу, и всякую змiю скорпiю, лягуху и всякую гадину, мухи и другiе, бить ангеламъ, архангеламъ 3-мя тысячъ прутьями желѣзными до скончанiя жизни и безъ выпуску. И вамъ всѣмъ будетъ плачъ и рыданiе, а мнѣ рабу Божiю (имя рекъ), съ крестьянскимъ животомъ всѣмъ нынѣ и до вѣку и во вѣки, аминь.
Еще я, рабъ Божiй (имя рекъ), помолюся Пречистыя Богородицы: помогай и пособляй и со всѣми ангелами, архангелами отъ обворотня, и отъ сопротивниковъ моихъ, и отъ всякихъ перехожихъ пакостниковъ, и отъ всякаго звѣря, и отъ двоезуба, троезуба и рѣдкозуба, и всякаго злаго ехиднаго человѣка, остерегай, Пресвятая Богородица, Мати Божiя съ крестителемъ Iоанномъ Предтечей, со всѣми небесными силами на злыхъ сихъ сопротивниковъ и всякихъ перехожихъ пакостниковъ, на всѣхъ тварей видимыхъ и невидимыхъ, звѣрей моихъ и врагъ моихъ, за молитвъ святыхъ праведныхъ Богоотецъ Iоакима и Анны и всѣхъ святыхъ отъ нынѣ и до вѣку, во вѣки. Аминь.
Я, рабъ Божiй (имя рекъ), стану, благословясь, и пойду, помолясь, и вострублю, благословясь, и въ трубу свою вѣлегласную; и гдѣ въ трубу трублю и въ рогъ играющи заслышитъ вся моя пастушная милая крестьянская животина во дворѣ, или изъ полей, или за полями, въ лугахъ, или въ темныхъ лѣсахъ гуляючи, дабы вся моя животина, крестьянской животъ, сходился и сбегался изъ домовъ, изъ полей и изъ запольевъ, изъ зеленыхъ луговъ и изъ темныхъ лѣсовъ, на приведенное, на урочное мѣсто, во единъ кругъ, въ мою поскотину, ко мнѣ, рабу Божiю (имя рекъ), на мой гласъ въ трубу трубящую, въ рогъ играющи отъ нынѣ и до вѣка и во вѣки. Аминь.
Еще я, рабъ Божiй (имя рекъ), помолюся св. Власiю и св. Медосiю, патрiархамъ Iерусалимскимъ, и обойдите кругъ меня, раба Божiя (имя рекъ), государи Власiй и свѣтъ Медостъ патрiархъ, кругъ всей поскотины моей и кругъ стада моего, поставьте сей небесный шатеръ на облакахъ, какъ 7 небесъ утверждены отъ самого Господа нашего Iисуса Христа, поверх всей поскотины и всего моего стада, милаго крестьянскаго живота, чтобы нельзя ни звѣрю и волку рыскучему и волчицы, и обворотню, ни перехожему пакостнику, ни медвѣдю широколапому, ни медвѣдицы, ни змiи скорпiи, ни лягухи, ни всякой гадины, ни поползухи, ни другiе гадины летаючи сверхъ по плоти, ни пролетѣть ко мнѣ, рабу Божiю (имя рекъ), и къ моей поскотины и стаду моему, милому крестьянскому животу. И какъ святая Фаворская гора свѣтомъ покрывается, и такъ меня, раба Божiя (имя рекъ), покрой, Господи, Пресвятая Богородица, св. Власiй и Медостъ патрiархъ, въ нощахъ меня, раба Божiя (имя рекъ), и всю мою поскотину и весь милой скотъ, крестьянской животъ, седьми небеснымъ шатромъ и всей вселенной светомъ, чтобы цѣла и сохранена была и вся моя животина, пасучи, какъ Господь Богъ судитъ на своемъ престолѣ на небеси; и предстоятъ предъ тѣмъ престоломъ Господнимъ силы небесныя, херувимы и серафимы, со страхомъ и трепетомъ, и со грозными и со всѣми шестокрылатыми серафимы и херувимы пламенно-огненными, и не могутъ человѣцы ни зрѣти, ни глядѣти на престолъ твой, Господень, такожде и на меня, раба Божiя (имя рекъ), и весь мой милой животъ и всякую пасучи животину никому ни истратить, ни изурочить и до гробныя доски, во вѣки вѣковъ. Аминь.
Еще я, рабъ Божiй (имя рекъ), помолюся: пошли, Господи, ко мнѣ на помощь Андрея первозваннаго, апостола Луку, евангелиста Христова Матвея, апостола Тимона, Пармена, Прохора, Никанора, Iоанна богослова сына Громова, Илью Пророка [выделение наше, — прим. В.], Георгiя храбраго чудотворца; и всѣмъ: сойдите ко мнѣ, святыи, на землю и обнесите бѣлокаменную ограду около всей моей животины и около стада моего и скотины моей, милаго любимаго крестьянскаго живота, и всякую животину живущую, домошерсную скотину, и весь скотъ мой пасучись, и обнесите ограду бѣлокаменную отъ земли до небеси, чтобы не могъ къ тому моему животу крестьянскому никто подойти, ни всякой звѣрь, ни всякой злой лихой человѣкъ, ни обворотень, ни перехожей пакостникъ, ни троеволосъ, ни двоеволосъ, ни двуезубъ, ни троезубъ, ни встрѣшней, ни пострѣшней, отъ зауголья смотрячи и отъ пристулья смотрячи, ни мужику, ни женки, ни старику, ни старухи, ни младому отроку, ни дѣвицы за ту мою бѣлокаменну стѣну, отъ небеси до земли и со всѣхъ 4-хъ сторонъ обнесена, ни взойти и меня, раба Божiя (имя рекъ), не истратить, ни скота моего, всякую домошерсную скотину не испортить и не пройтить и не пролетѣть и не пролезти злодѣйственному человѣку сквозь бѣлокаменную ограду, и ничего не должно рабамъ Божiимъ (имена рекъ), ни учинить, ни сдѣлать, надъ скотинкою моей и ихней во вѣки. За молитвами святыхъ, сохранена и помилована будетъ во вѣки вѣковъ. Аминь.
Еще я, рабъ Божiй, помолюся Петру и Павлу верховнымъ апостоламъ Христовымъ: государи Петръ и Павелъ, вы помогайте и пособляйте мнѣ, рабу Божiю (имя рекъ), своими святыми молитвами, пасти скотъ милой и любимой крестьянской животъ, и обнесите, государи мои, кругъ стада моего и всей поскотины моей 3 тына, желѣзный, мѣдный и булатной, и со всѣхъ 4 сторонъ, чтобы мой тотъ милой крестьянской животъ никому не истратить, не изурочить, за помощiю Вышняго Госпoда и Влыдычицы Пресвятыя Богородицы и святыхъ вселенскихъ учителей Василiя великаго, Iоанна златоустаго, Григорiя богослова и всѣхъ святыхъ твоихъ. Господи, благопрiятну сотвори нашу молитву; Господи, помилуй, яко благъ человѣколюбецъ, отъ нынѣ до вѣку меня, раба Божiя (имя рекъ), не истратить моей поскотины и животины, милой крестьянской животъ любимой, за помощiю всѣхъ святыхъ отъ нынѣ до вѣку, во вѣки, вѣковъ. Аминь. А кто станетъ портить и урочить меня, раба Божiя (имя рекъ), всю мою любимую животину и всякую животину шерстiю доморощеную, или звѣрь напущать, или звѣремъ оборачивается, волкомъ рыскучимъ и волчицею, и широколапымъ медвѣдемъ или медвѣдицею, и всякою змiею и скорпiею, и обворотнемъ перехожимъ пакостникомъ, и поползухою и всякою гадиною, тому бы человѣку очи вонъ выворотило, языкъ-бы вонъ вырвало и всякое подколѣнное жилье рвалось-бы днемъ и нощiю, на утренней зари и на вечерней, безугомонно вѣкъ во вѣку; и такому-бо человѣку, непрiятелю моему, не пособить никому, ни отцу, ни матери, ни роду, ни племени, ни колдуну, ни колдуньи, ни вѣдуну, ни вѣдуньи, ни чернецу, ни черницы, ни бѣщу, ни бѣшцы, ни троезубу, ни двоезубу, ни рѣткозубу, ни троеволосу, ни кривоволосу, ни всякому злодѣйственному человѣку, вѣкъ во вѣку до гробной доски, опречь меня, раба Божiя (имя рекъ), отъ нынѣ во вѣки вѣковъ. Аминь“.
Взять воды съ 3 ключей и говорить, идучи до 3 ключа: „во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь. Как я, рабъ Божiй (имя рекъ), совокупилъ съ 3 ключей воду сiю во единъ сосудъ и какъ сiя ключевая вода слилась и стекалась въ сосудѣ, такъ бы сливался и стекался нашъ скотъ, милой любимой крестьянской животъ, вся моя пастушняя животина, черныя наши коровы, красные, и бурые, и пестрые, косматые быки, нетѣли и малыя телята изъ домовъ, изъ полей и заполья, изъ зеленыхъ луговъ, изъ темныхъ лѣсовъ, во единъ кругъ, въ мою поскотину, ко мнѣ, рабу Божiю (имя рекъ), на мой гласъ въ трубу трубящую и въ рогъ играющи; и какъ сiя ключевая вода течетъ не мѣшается изъ сихъ трехъ ключей въ синее море, окiянъ, такъ-бы нашъ скотъ, милой и любимой крестьянской животъ стекался и сбѣгался въ домы свои, въ день и нощь, во всякой часъ, на концѣ и въ ущербѣ, и на исходѣ и на новкѣ, и въ 24 часа и въ единъ часъ, и въ четверть часа, отъ нынѣ и до вѣка и во вѣки вѣковъ. Аминь, аминь, аминь“.
Чтенiе, изложенной молитвы, обыкновенно, бывает въ первый день выгона скота на пастьбище и сопровождается разными причудами со стороны пастуха. По большей части, пастухъ бываетъ не грамотный; тогда приглашается имъ грамотѣй, который три раза читаетъ молитву, обходя стадо, вмѣстѣ съ пастухомъ, считающимъ непремѣннымъ долгомъ покропить водою, взятою изъ 3 ключей, каждаго животнаго ввѣреннаго ему стада. По прочтенiи молитвы и окропленiи стада, пастухъ принимаетъ остатки воды и рукопись отъ чтеца и въ свою очередь тоже кропитъ его водою, боясь, чтобы онъ чего-либо не похитилъ изъ молитвы, удаляется въ лѣсъ и тамъ прячетъ принадлежащую ему молитву, гдѣ вздумается; остатки же воды или выпиваетъ, или же изливаетъ на землю подъ камень».
В заключение статьи следует подпись автора: «Учитель В. Ребров. / Село Девятины. / Вытегорскаго уѣзда. / 12 февраля 1879 года» [Ребров 1886. С. 49‒54].